Еще В. И. Ленин говорил, что бойкот бизнеса используется в капиталистических странах в качестве серьезного орудия монополистической конкурентной борьбы. По словам «вождя пролетариата», это одна из форм удушения монополистами тех, кто не подчиняется их гнету.
В трудовых отношениях зарубежных стран бойкот начал выступать средством экономической борьбы рабочих с предпринимателями. Он заключался в организованном отказе устраиваться (наниматься) на работу к собственнику бойкотируемой организации либо приобретать продукцию такой компании.
Виды бойкота бизнеса могут быть разнообразны.
Так, например, в западных странах вводилась так называемая «система лебелей». Это наклеивание «лебелей» — специальных ярлыков на товары.
Такой ярлык означает, что между предпринимателем и профсоюзом нет конфликта. Отсутствие же на товаре ярлыка призывает потребителей к его бойкотированию.
В некоторых капиталистических государствах организуемый трудящимися бойкот бизнеса запрещен либо существенно ограничен.
Так, уголовный кодекс Италии устанавливает за призывы к бойкоту наказание вплоть до трехгодичного лишения свободы. Срок может увеличиваться в случаях, когда бойкот принимает массовый характер, а также в условиях ЧС.
Законодательством ФРГ, Англии бойкот запрещается, когда его цель, методы организации признаются противоправными. Но на практике неопределенность такой формулировки позволяет признавать противозаконным бойкот бизнеса в любом виде.
В США бойкоты были особенно распространены. Однако в соответствии с законами Тафта, Хартли, Лэндрама-Гриффина, запрещены «вторичные» бойкоты, в рамках которых рабочие принуждали третьих лиц прекратить приобретение продукции, снабжение сырьем предпринимателей, с которыми возник трудовой конфликт у рабочих.
Аналогичные законы до сих пор действуют в большинстве штатов. А в отдельных штатах запрещены даже обычные бойкоты.
Признание на государственном, региональном, муниципальном уровнях бойкота незаконным приводит к применению штрафных санкций в отношении профсоюзов либо к возмещению бизнесменам убытков, понесенных в результате таких бойкотов.
Кроме того, предприниматель получает законное право на увольнение рабочих, участвующих в бойкотах.
Ярким примером бойкота бизнеса, произошедшего за последнее время, выступает бойкотирование регионалов (членов партии Регионов и их сподвижников в мире бизнеса), произошедшее в конце 2013 — начале 2014 годов. Жители Западной Украины призывали к бойкоту предпринимателей, поддерживающих действующую власть.
В данном случае отдельные представители населения попытались экономическими (финансовыми) методами воздействовать на социально-политические отношения в стране. То есть наказать неугодных бизнесменов, находящихся по другую сторону баррикад, «рублем».
Бойкот проводился в форме отказа покупать определенные виды товара у конкретных реализаторов, производителей, а также пользоваться услугами компаний, попавших в черный список. Насколько эффективны оказались используемые методы, выяснить так и не удалось.
Однако некоторые субъекты бизнеса, ставшие жертвами бойкота, призывали граждан не реагировать на провокации и вести себя цивилизованно. Следовательно, имущественные потери начали ими ощущаться.
Иными словами, сегодня бойкот бизнеса является не столько экономическим, сколько политическим инструментом, имеющим финансовую подоплеку. Ведь в конечном итоге он умышленно причиняет материальный ущерб заранее определенному кругу лиц.
Получите БЕСПЛАТНО книгу!
Более 50 реальных положительных отзывов!
100% гарантияпервого результата еще в процессе чтения!